Бесплатная запись

Замкнутость - это симптом, который может быть связан с различными состояниями и заболеваниями. Если у вас ее появились симптомы, важно обратиться к врачу для диагностики и лечения. По результатам первичного осмотра врач может назначить следующее обследование:

ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ
ВРАЧ ВСЕГДА ОН-ЛАЙН
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ВРАЧ ОНЛАЙН!

Содержание

Замкнутость является неспецифичным симптомом, что означает, что она может быть связана с различными причинами и заболеваниями. Этот симптом не является характерным только для одного конкретного заболевания, поэтому для точного диагноза необходимо учитывать и другие симптомы и проводить дополнительные обследования. Некоторые из возможных причин замкнутости могут включать:

Алалия – это нарушение речи, при котором пациент не способен произносить слова или фразы. Это состояние характеризуется полным отсутствием речи или значительным ограничением её понимания и произношения. Причины алалии могут быть разнообразными и включать следующие условия: развитие речевых нарушений у детей (детский аутизм, задержка речевого развития, расстройства артикуляции); центральные нервные системы (ЦНС) нарушения (отдаленные последствия травмы головы, судорожные состояния, инсульт); различные нарушения: (дизартрия - это состояние характеризуется затрудненным контролем над мышцами, ответственными за произношение звуков, что может привести к нарушению речи; афазия - это нарушение связано с трудностями в понимании и выражении речи, которое может сопровождаться алалией; психические расстройства).

Основные признаки:

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе
  • задержку в развитии
  • монотонность темпа речи
  • нарушение речи - дизартрия
  • отказ от речи - мутизм
Аутизм - это неврологическое расстройство, которое влияет на развитие мозга и социальное взаимодействие у пациента. Основные причины развития аутизма включают наступление следующих факторов риска: генетическая предрасположенность; мутации генов; нарушения, связанные с развитием мозга; уровень гормонов; экологические факторы; родительский возраст; влияние пре- и постнатальных факторов; нейроиммунные факторы; образ жизни матери; неврологические расстройства; высокий уровень тестостерона; нейротрансмиттеры; социальные факторы; окружающая среда; иммунологические факторы.

Основные признаки:

  • бессонница
  • гиперчувствительность к прикосновениям
  • задержку в развитии
  • отсутствие эмоциональных реакций
  • повышенная тревожность
  • рассеянность внимания
Бредовое расстройство - это психическое заболевание, характеризующееся формированием стойких бредовых идей. Они сохраняются в течение не менее трех месяцев и связаны с определенной тематикой. При этом в клинической картине отсутствуют явные признаки депрессии, мании или шизофрении. Нет выраженных нарушений мышления и эмоционально-волевых расстройств. Заболеваемость бредовым расстройством составляет 1-3 случая на 100 000 населения в год. Чаще болеют пациенты старше 40 лет, но возможно возникновение в любом возрасте после 18 лет. Причины бредового расстройства связаны с нарушением работы головного мозга. Бред может развиваться при нейродегенерации, опухолях, инсультах, интоксикациях. Важную роль играет дисфункция префронтальной коры. Факторами риска являются пожилой возраст, сенсорные дефекты, социальная изоляция, низкий социально-экономический статус. Бредовое расстройство отличается от распространённых в популяции странных убеждений большей выраженностью и отсутствием критики. Бредовое расстройство может возникать как при первичных психических заболеваниях, так и на фоне органических поражений головного мозга. Изучение постинсультных психозов показало, что бред чаще развивается при поражении правого полушария и особенно правой латеральной префронтальной коры. Исследования с применением нейровизуализации также продемонстрировали аномальную активность этой области мозга при первичных психотических расстройствах, что связано с гиперактивностью дофаминергических нейронов. Согласно гипотезе аберрантного выделения значимости, избыточный выброс дофамина приводит к тому, что обычные стимулы кажутся чрезмерно важными, что заставляет пациента придавать им особое значение и формировать бредовые идеи, чтобы объяснить свои ощущения.

Основные признаки:

  • бред
  • галлюцинации
  • избегание социальных контактов
  • повышенная раздражительность
Дистимия - это длительная форма депрессии. Пациент, находящийся в этом состоянии, может потерять интерес к жизни, чувствовать безнадежность, иметь мало энергии и низкую самооценку. Из-за хронического характера дистимии самостоятельно справиться с симптомами депрессии иногда непросто, но сочетание психотерапии и прием лекарств может быть эффективным в лечении этого состояния. У пациентов с хроническим депрессивным расстройством могут наблюдаться физические изменения в мозге. Нейротрансмиттеры - это естественные химические вещества мозга, которые играют определенную роль в развитии депрессии. Определенные факторы повышают риск развития заболевания, в том числе: наличие родственника 1-й степени родства с глубокими депрессивным расстройством; травмирующие или стрессовые жизненные события, такие как потеря близкого человека или финансовые проблемы; черты личности, такие как низкая самооценка, чрезмерная зависимость, самокритичность или пессимизм; история других психических расстройств, таких как расстройство личности.

Основные признаки:

  • бессонница
  • депрессия
  • задержка эякуляции
  • зуд кожи
  • кислый привкус во рту
  • несварение желудка (диспепсия)
  • общая слабость в теле
  • панические атаки
  • потеря аппетита
  • потеря веса
  • потеря интереса к жизни - апатия
  • потеря полового влечения - низкое либидо
  • приступ страха
  • приступы беспричинного страха
  • сложности с концентрацией внимания
  • хроническая усталость - повышенная утомляемость
  • хронический запор
  • эректильная дисфункция
Детский аутизм - это тяжелое нарушение психического развития, которое проявляется в раннем возрасте. Первые симптомы обычно появляются в период от трех месяцев до трех лет.Основные признаки аутизма - нарушение социального взаимодействия, коммуникации и поведенческие стереотипы. Ребенок не ищет контакта с близкими, не проявляет эмпатии, часто не развивает речь. Он может повторять одни и те же действия, приходить в ужас от малейших перемен. В 1943 году австрийский психиатр Лео Каннер впервые описал синдром детского аутизма на примере одиннадцати пациентов. В 1970-х годах была сформулирована "триада аутизма" - три основные группы симптомов. Распространенность аутизма составляет 1-2 случая на 10 000 детей, чаще страдают мальчики. Причины до конца не ясны, но основную роль играет генетика. У однояйцевых близнецов заболевание встречается гораздо чаще, чем у разнояйцевых.Предположительно, в развитии аутизма участвует сразу несколько генов. Также имеет значение неправильное развитие отделов мозга, отвечающих за речь и эмоции. К факторам риска относят недоношенность, диабет матери. Связи с вакцинацией не обнаружено.Одна из гипотез связывает аутизм с нарушениями процессов созревания и развития центральной нервной системы, что приводит к отклонениям в психической сфере ребенка.Другая теория говорит об избыточном росте мозга в первые годы жизни из-за чрезмерного образования коротких синаптических связей, которые мешают формированию нейронных цепей, отвечающих за социальное поведение. Также предполагается роль дисбаланса нейромедиаторов, таких как серотонин, нарушений процессов возбуждения и торможения в нервных клетках. Рассматриваются структурные изменения нейронов - преобладание тонких удлиненных отростков. В целом, можно говорить о многофакторном характере аутизма, при котором сочетанное влияние генетики и факторов среды приводит к патологическому развитию нервной системы. Необходимы дальнейшие исследования для выяснения точных причин этого заболевания.

Основные признаки:

  • бессонница
  • гиперактивность
  • депрессия
  • задержку в развитии
  • избегание социальных контактов
  • нарушение речи - дизартрия
  • неадекватное социальное поведение
  • повышенное беспокойство
  • припадки
  • скудный словарный запас
  • умственная отсталость
Дисграфия - затруднения с освоением навыков письма нередко возникают у школьников в процессе обучения. Причинами могут быть как органические нарушения развития центральной нервной системы, так и функциональная незрелость отдельных психических функций, важных для формирования письменной речи. Расстройства, возникшие на ранних этапах развития, связаны с неблагоприятным течением беременности и родов, перинатальным поражением нервной системы, инфекциями, травмами, нарушениями обмена веществ. В более старшем возрасте причинами могут стать соматические и инфекционные заболевания, психологические травмы. Основным проявлением патологии является наличие стойких специфических ошибок при письме, не связанных с незнанием правил правописания. Это могут быть ошибки на уровне буквы, слога, слова или предложения - пропуски, замены, перестановки букв и слогов, искажение структуры слов. Подобные ошибки сохраняются длительно, несмотря на регулярные занятия и исправление учителем. Среди возможных причин состояние - нарушения речи, зрения, слуха, интеллекта, неврологические расстройства, неблагоприятные условия развития и обучения. Риск патологии возрастает при леворукости, двуязычии, отягощенной наследственности. По данным исследований, дисграфия встречается примерно у пятой части первоклассников. Механизм развития патологического состояния следующий. Развитие навыков письма требует слаженной работы различных отделов головного мозга. Нарушения в их функционировании могут приводить к трудностям овладения письмом. Неблагоприятные факторы действуют в разные периоды становления речевых зон коры - от внутриутробного до школьного возраста. К ним относятся врожденные аномалии развития, родовые травмы, инфекции, соматические и неврологические заболевания, черепно-мозговые травмы. Степень поражения речевых центров определяет выраженность симптомов. От легких форм до тяжелых расстройств с нарушением всех компонентов речи. Среди основных механизмов дисграфии выделяют: нарушения в формировании психических функций, важных для письма; неравномерное развитие сенсомоторных и интеллектуальных процессов; недоразвитие функций зрительного и слухового анализа, пространственных представлений, фонематического восприятия, памяти и внимания.

Основные признаки:

  • гиперактивность
  • замкнутость
  • невнятная речь
  • неразборчивый почерк
  • потеря мотивации к учебе
  • потеря памяти - амнезия
  • рассеянность внимания
  • регулярно повторяющиеся ошибки в письме
Дислексия - это неврологическое расстройство, характеризующееся проблемами с чтением, письмом и правильным восприятием языка, причины которого могут включать: генетическая предрасположенность, аномалии развития головного мозга, недостаток определенных нейротрансмиттеров, преждевременное или низкое вес рождение, нарушения слухового восприятия и речи, отсутствие стимуляции и ранняя обучаемость языку, нарушения работы визуальной системы, недостаточная подготовка родителей в период дошкольного возраста, ослабленная работа памяти и концентрации, недостаточное участие в разнообразных лингвистических активностях, нарушения в аудиовизуальной интеграции, воздействие токсических веществ на плод во время беременности, недостаток определенных питательных веществ и микроэлементов (например, железа), неправильные методы обучения и недостаточная поддержка в школе, сопутствующие заболевания (например, дефицит внимания с гиперактивностью), психосоциальные факторы (травматические события, стресс, дисфункциональная семья), низкий социоэкономический статус и ограниченный доступ к образованию, недостаточное осознание и ранняя диагностика данного расстройства, дисфункция мозговых центров, отвечающих за языковую обработку и восприятие, недостаточная подготовленность учителей и специалистов в работе с дислексией.

Основные признаки:

  • монотонность темпа речи
  • нарушение речи - дизартрия
  • отказ от речи - мутизм
  • размытое зрение
  • слуховые галлюцинации
  • трудно начать артикулировать слово
Задержка психического развития - это состояние, при котором у человека наблюдается отставание в когнитивных, эмоциональных и социальных навыках, и может быть вызвана такими причинами, как генетические нарушения (например, синдром Дауна или Фрагильный Х-синдром), пренатальные инфекции, аномалии мозгового развития, родовые травмы, недостаток кислорода при родах, нарушения обмена веществ, хромосомные аномалии, фетальное алкогольное поражение, экспозиция токсическим веществам во время беременности, постнатальные инфекции, недоедание в раннем детстве, неблагоприятная среда воспитания, недостаток стимуляции и поддержки в раннем детстве, недостаточный доступ к образованию, детский церебральный паралич, эпилепсия, хронические заболевания (например, сахарный диабет), психические расстройства родителей, травматические события, преждевременные роды, и неблагоприятное социально-экономическое окружение.

Основные признаки:

  • депрессия
  • задержку в развитии
  • затруднения при ходьбе
  • нарушение речи - дизартрия
  • неадекватное социальное поведение
  • отсутствие эмоциональных реакций
Задержка речевого развития (ЗРР) - распространенная проблема в детском возрасте. Она характеризуется более поздним по сравнению с нормой формированием устной речи. Причины задержки могут быть связаны как с органическим поражением центральной нервной системы, так и с неблагоприятными условиями речевого развития. В основе органических форм ЗРР лежат различные патологические процессы, затрагивающие речевые зоны коры головного мозга, проводящие пути и подкорковые структуры, например, внутриутробная гипоксия, родовые травмы, нейроинфекции, наследственные и хромосомные заболевания. В результате страдают процессы созревания и взаимодействия нейронов, обеспечивающих речевые функции. К функциональным формам задержки речевого развития относят речевую депривацию из-за недостатка общения, использования соски, двуязычия. Речевое развитие у пациента задерживается, несмотря на сохранный интеллект и отсутствие органической патологии центральной-нервной системы.

Основные признаки:

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе
  • искажение звуков, слов, слогов
  • молчаливость
  • монотонность темпа речи
  • нарушение речи - дизартрия
  • невнятная речь
  • отказ от речи - мутизм
  • повышенная слюноотделение
  • скудный словарный запас
Идиотия - это глубокая умственная отсталость, ранее именовавшаяся идиотией, представляет собой тяжелое заболевание центральной нервной системы, характеризующееся выраженным снижением интеллекта и нарушением психических функций. Данная патология встречается примерно у 1% населения. Чаще болезнь развивается при наличии отягощенной наследственности, а также под воздействием неблагоприятных факторов во время беременности и родов. К основным причинам патологии относятся хромосомные аномалии, внутриутробные инфекции, воздействие радиации, химических веществ, дефицит йода и других питательных веществ, кислородное голодание мозга. Заболевание может развиться при отягощенном течении беременности, травмах и заболеваниях матери. Установить конкретную причину во многих случаях не представляется возможным. Причины глубокой умственной отсталости чрезвычайно разнообразны. Примерно треть случаев связана с генетическими нарушениями - хромосомными аномалиями, мутациями отдельных генов, наследственными болезнями обмена веществ. Еще около 15% случаев обусловлены вредными факторами окружающей среды. Современные методы позволяют выявить мельчайшие хромосомные дефекты, ответственные за развитие заболевания. Наибольшее значение имеют нарушения, возникшие на ранних сроках внутриутробного развития.Независимо от конкретной причины, при всех формах умственной отсталости наблюдается сходная картина - глубокое недоразвитие интеллекта, эмоций, речи и других психических функций, что обусловлено диффузным поражением центральной нервной системы на самых ранних этапах онтогенеза.

Основные признаки:

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе
  • замедленное движение - брадикинезия
  • избегание социальных контактов
  • когнетивные нарушения
  • нарушение речи - дизартрия
  • неадекватное социальное поведение
  • невнятная речь
  • недержание кала
  • недержание мочи - энурез
  • отказ от речи - мутизм
  • отсутствие эмоциональных реакций
  • повторяющееся компульсивное поведение
  • потеря зрения - слепота
  • потеря обоняния - аносмия
  • потеря памяти - амнезия
  • сложности с концентрацией внимания
  • снижение слуха - тугоухость
  • социальная изоляция и отсутствие близких отношений и дружеских связей
  • умственная отсталость
Имбецильность представляет собой патологическое состояние, при котором нарушается формирование когнитивной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер личности, что приводит к несоответствию психических возможностей ребенка возрастной норме. Причины задержки психического развития могут быть связаны с органическим поражением центральной нервной системы, обусловленным генетическими нарушениями, хромосомными аномалиями, внутриутробными инфекциями, гипоксией и травмами в родах. Кроме того, на развитие ребенка негативно влияют неблагоприятные социальные факторы: психотравмирующие ситуации, отсутствие эмоциональных контактов и стимуляции психической деятельности. С точки зрения нейрофизиологии задержка психического развития обусловлена нарушением созревания структур головного мозга, их морфологической незрелостью, что приводит к дисфункциям в системах, ответственных за когнитивные процессы, речь, моторику, пространственную ориентировку. У детей с задержкой психического развития отмечается более позднее развитие и несовершенство межанализаторных связей, обеспечивающих интеграцию сенсорных стимулов. Клинически задержка психического развития проявляется в виде несформированности отдельных психических функций или их сочетаний. Характерны отставание в развитии речи, недостаточность концентрации, объема и переключения внимания, низкая познавательная активность, проблемы обучения и социальной адаптации.

Основные признаки:

  • алалия — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе
  • депрессия
  • избегание социальных контактов
  • когнетивные нарушения
  • нарушение речи - дизартрия
  • неадекватное социальное поведение
  • невнятная речь
  • отказ от речи - мутизм
  • отсутствие эмоциональных реакций
  • повторяющееся компульсивное поведение
  • потеря памяти - амнезия
  • сложности с концентрацией внимания
  • трудности в выражении собственных мыслей и мнений
  • умственная отсталость
Лопоухость представляет собой врожденную анатомическую особенность, при которой происходит увеличение угла отстояния ушной раковины, что придает ушам торчащий вид. Хотя лопоухость и является врожденным дефектом, она не относится к порокам развития наружного уха, а считается вариантом нормы, имеющим лишь эстетическое значение. В отличие от многочисленных пороков развития ушной раковины, причины которых связаны с нарушениями внутриутробного развития, основная причина лопоухости - наследственность. Это довольно распространенная аномалия. Поскольку лопоухость включена в Международную классификацию болезней, ее можно считать не просто вариантом нормы, а заболеванием. Еще одна причина рассматривать ее как болезнь - лопоухость значительно снижает качество жизни человека. Большинство аномалий развития наружного уха передается по аутосомно-доминантному типу. То есть если у одного из родителей присутствует лопоухость, вероятность этого эстетического дефекта у детей намного выше, чем его отсутствия. Наружное ухо представляет собой хрящевую структуру, за исключением мочки, которая не содержит хряща. Этот гибкий эластичный хрящ покрыт кожей, он плотно прикреплен к коже спереди и рыхло сзади. Именно хрящ определяет форму ушной раковины. Поэтому методы кожной пластики при коррекции лопоухости обычно неэффективны, за исключением некоторых случаев. Довольно часто встречаются ситуации, когда эстетика ушной раковины страдает из-за гипертрофии - увеличения кожной площади и массы в нижней трети ушной раковины. Строго говоря, это не является лопоухостью, однако из-за схожести симптомов и жалоб, такие случаи относят к тому же классу. Выпячивание мочки может приводить к деформации в целом нормального уха. В редких случаях причиной этого становится необычная форма хвоста завитка.

Основные признаки:

  • большие уши
  • замкнутость
  • увеличенный угол прилежания ушной раковины к затылочной части головы
Мания преследования - это форма психического расстройства, при которой больной ошибочно верит, что он подвергается постоянным негативным воздействиям, наблюдается, контролируется или преследуется другими людьми или организациями; возможные причины включают генетические факторы, нарушение функционирования мозга, травматические события, длительный стресс, наркотики или алкоголь, психологические травмы, социокультурные факторы, психические заболевания, параноидную личностную черту, искаженное восприятие реальности, социальную изоляцию, утрату доверия к окружающим людям, семейную историю психических расстройств, снижение самооценки, тревожность, низкую степень поддержки и проблемы с межличностными отношениями.

Основные признаки:

  • бессонница
  • боязнь замкнутых пространств - клаустрофобия
  • депрессия
  • неадекватное социальное поведение
  • повышенная чувствительность к свету - фотофобия
  • приступы беспричинного страха
Послеродовая депрессия - распространенное психическое расстройство у женщин, развивающееся в послеродовом периоде. Основными проявлениями являются подавленное настроение, раздражительность, тревога, апатия, нарушения сна и аппетита. Женщины теряют интерес к ребенку и испытывают трудности с материнством. Симптомы депрессии возникают в течение 4-16 недель после родов и сохраняются более двух недель. Распространенность послеродовой депрессии составляет 10-15% среди рожениц. В группе риска находятся молодые матери, родившие в одиночестве или после незапланированной беременности. Также предрасполагают осложненные роды, токсикоз, депрессия в анамнезе. В основе послеродовой депрессии лежит комплекс причин. Важную роль играют гормональные изменения после родов - снижение уровня эстрогенов и гормонов щитовидной железы. Стресс от появления ребенка, хроническая усталость, проблемы в отношениях, финансовые трудности также повышают риск развития депрессии в послеродовом периоде. Нераспознанная и не пролеченная депрессия матери мешает формированию привязанности к ребенку.

Основные признаки:

  • бессонница
  • депрессия
  • избегание социальных контактов
  • общая слабость в теле
  • перепады настроения (эмоциональная нестабильность)
  • плаксивость
  • повышенная тревожность
  • повышенное беспокойство
  • потеря интереса к жизни - апатия
  • хроническая усталость - повышенная утомляемость
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) может возникнуть после пережитых человеком травматических событий, представлявших угрозу его жизни или здоровью. К ним относятся насилие, война, аварии, катастрофы. Риск ПТСР повышен после перенесенного сексуального насилия, особенно изнасилования. Также предрасполагают бытовое насилие, военные действия, внезапная смерть или болезнь близких. Факторами являются тяжелые роды, выкидыши, онкология. Наследственность играет определенную роль. Пациенты с меньшим размером гиппокампа более уязвимы к ПТСР. Не у всех переживших травму развивается расстройство. Дети менее подвержены ПТСР. Состояние возникает вследствие чрезмерной стрессовой реакции на травмирующее событие, что приводит к стойким изменениям в мозге и организме. Во время травмы происходит выброс большого количества гормонов стресса, что нарушает работу гипоталамуса. Наблюдаются аномалии в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системе, дисбаланс катехоламинов и кортизола. Также имеет значение снижение уровня серотонина, что ведет к тревожности и агрессии. Нарушается выработка допамина, глюкокортикоидов, тиреоидных гормонов. В мозге при ПТСР отмечается повышенная активность амигдалы и ослабление префронтальной коры, что нарушает регуляцию эмоций и формирование воспоминаний.

Основные признаки:

  • бессонница
  • замкнутость
  • избегание социальных контактов
  • кошмарные сновидения
  • настойчивое избегание связанных с травмой мыслей и эмоций
  • перепады настроения (эмоциональная нестабильность)
  • повышенная раздражительность
  • потеря аппетита
  • потеря интереса к жизни - апатия
  • потеря памяти - амнезия
  • суицидальные мысли
  • тремор рук
  • тяга к психоактивным веществам
  • учащенный пульс
Синдром Клайнфельтера - наследственное заболевание, обусловленное наличием лишней Х-хромосомы в кариотипе мужчины. В норме у мужчин кариотип 46,XY. При синдроме Клайнфельтера наиболее распространен вариант 47,XXY. Возможны и другие варианты с 3 и более Х-хромосомами. Также встречаются мозаичные формы, когда в организме присутствуют клетки с разным числом Х-хромосом. Причина - хромосомные аномалии, происходящие на этапе деления половых клеток или зародышевых клеток после оплодотворения. К факторам, повышающим риск анеуплоидий, относятся воздействие химических веществ и излучений. Синдром Клайнфельтера - одно из самых распространенных хромосомных заболеваний, встречается у 1 из 500 новорожденных мальчиков. Риск повышается с возрастом матери старше 35 лет. Избыток Х-хромосом приводит к нарушению развития половых желез. До 8 недели беременности они развиваются по нейтральному пути. Затем под влиянием Y-хромосомы должно происходить преобразование в яички. При синдроме Клайнфельтера этот процесс нарушается. Яички остаются недоразвитыми, что ведёт к дефициту мужского полового гормона тестостерона, что приводит к задержке формирования мужских половых признаков в период полового созревания. Также отмечается избыточное развитие грудных желез (гинекомастия), крипторхизм. Кроме того, снижается фертильность, нарушается сперматогенез, снижается либидо, ослабевают эрекции. При синдроме Клайнфельтера повышен риск пороков развития сердечно-сосудистой, эндокринной, нервной систем и других органов во внутриутробном периоде.

Основные признаки:

  • депрессия
  • евнухообразный тип строения скелета — высокий рост, длинные конечности, уменьшенный в сравнении с нормой размер костей груди и плечевого пояса, недоразвитость гортани
  • замедление сердцебиения - брадикардия
  • замкнутость
  • мужское бесплодие
  • остеопороз костей
  • потеря полового влечения - низкое либидо
  • сколиоз
  • сутулость
  • увеличение молочных желез
  • уменьшение количества спермы
  • частые переломы
  • частые простудные заболевания
  • чрезмерное потоотделение - гипергидроз
  • эректильная дисфункция
Синдром Ландау-Клеффнера - это редкое заболевание, проявляющееся приступами эпилепсии с последующей регрессией речи у детей. Данный синдром впервые описали Уильям Ландау и Фрэнк Клеффнер в 1957 году. До этого подобное сочетание эпилепсии и утраты речи рассматривалось лишь как одно из проявлений судорожного синдрома. Синдром Ландау-Клеффнера в медицинской практике встречается крайне редко, поражая около 0,5% детей с эпилепсией в возрасте от 2 до 8 лет. Заболевание характеризуется возникновением эпилептических приступов по типу абсансов или тонико-клонических судорог, регистрирующихся преимущественно во сне. На фоне судорожного синдрома происходит регресс речевых навыков вплоть до полной утраты речи. Несмотря на 60-летнюю историю изучения, точные причины и механизмы развития болезни Ландау-Клеффнера до конца не выяснены. Патогенез синдрома Ландау-Клеффнера до конца не изучен. Исследования находятся на начальном этапе. Ряд авторов связывают развитие заболевания с воспалительными процессами в нервной ткани. Причины воспаления при данном синдроме пока не установлены. Выдвинуто предположение об участии аутоиммунных факторов. Эксперименты показали повышенный уровень аутоантител к нейротрофическому фактору мозга у детей с синдромом Ландау-Клеффнера. Этот белок стимулирует развитие нервных клеток. Потенциальная роль иммунитета и воспалительных процессов объясняет эффективность гормонотерапии при данном заболевании. В качестве возможных причин синдрома Ландау-Клеффнера рассматривают врожденные аномалии мозга, генетические нарушения и метаболические состояния. Четкая связь синдрома с каким-либо генетическим фактором пока не установлена. Однако в последнее время выявлен ряд генетических мутаций, характерных для этого заболевания. Наиболее доказана ассоциация с геном GRIN2A. Он кодирует белок GluN2A, входящий в состав NMDA-рецепторов нервных клеток. Эти рецепторы регулируют возбудимость нейронов и синаптическую пластичность. GluN2A присутствует в областях мозга, отвечающих за речь. У троих пациентов с различными делециями 16-й хромосомы, затрагивающими ген GRIN2A, наблюдались ранняя фокальная эпилепсия, выраженная умственная отсталость, отсутствие или задержка речевого развития. Помимо GRIN2A, в качестве генов-кандидатов, потенциально ассоциированных с синдромом Ландау-Клеффнера, изучаются RELN, BSN, EPHB2 и NID2.

Основные признаки:

  • гиперактивность
  • задержка или полным отсутствием моторного развития
  • многократные сокращения всех мышц
  • нарушение речи - дизартрия
  • отказ от речи - мутизм
  • припадки
  • сложности с концентрацией
  • судороги в ногах
  • судороги в руках
  • судороги в теле
Слабоумие или деменция - это группа симптомов, общий термин для обозначения изменений в поведении и потери умственных способностей. Болезнь Альцгеймера - самый известный и наиболее распространенный тип деменции. Деменция с тельцами Леви вызывается отложениями белка, известными как тельца Леви. Отложения развиваются в нервных клетках в областях мозга, которые участвуют в памяти, движении и мышлении. Корковая деменция - этот термин относится к процессу заболевания, который в первую очередь поражает нейроны во внешнем слое мозга. Лобно-височная деменция возникает, когда части лобной и височной долей мозга атрофируются. Вторичная деменция - это деменция, которая возникает в результате болезни или физической травмы, например, травмы головы, и заболевания, в том числе: болезни Паркинсона, болезни Хантингтона и болезни Крейтцфельдта-Якоба.

Основные признаки:

  • бессонница
  • дезориентация - потеря ориентации во времени и пространстве
  • забывчивость
  • нарушение речи - дизартрия
  • нарушение функции глотания - дисфагия
  • плаксивость
  • повышенная раздражительность
  • помрачнение сознания (делирий)
  • потеря памяти - амнезия
  • рассеянность внимания
  • расстройство навыка чтения, невозможность понимания текста - алексия
  • сложности с концентрацией внимания
  • снижение цветового восприятия
  • хронический запор
Социофобия, также известная как социальная фобия, представляет собой форму тревожного расстройства, характеризующуюся чрезмерным страхом перед социальными ситуациями и взаимодействием с другими людьми. Люди с социофобией боятся негативного судейства, оценки окружающих и страха сделать что-то, что привлечет внимание других, что может серьезно влиять на повседневную жизнь и качество межличностных отношений. Травматичные события в прошлом, связанные с социальными взаимодействиями, могут стать основой для развития социофобии. Наследственность и генетические факторы могут влиять на склонность к тревожным расстройствам, включая социофобию. Длительная социальная изоляция или отсутствие опыта в социальных ситуациях может способствовать развитию социофобии. Люди с низкой самооценкой и стеснительностью могут быть более подвержены социофобии. Строгие или критические воспитатели, которые ставили высокие стандарты и часто осуждали, могут внушить страх перед социальной оценкой.

Основные признаки:

  • депрессия
  • заикание
  • замкнутость
  • избегание социальных контактов
  • панические атаки
  • перфекционизм и стремление к идеальности и страх сделать что-то неправильное в социальной ситуации
  • потливость
  • потливость ладоней
  • приступ страха
  • приступы беспричинного страха
  • социальная изоляция и отсутствие близких отношений и дружеских связей
  • страх высказывать мнение
  • трудности в выражении собственных мыслей и мнений
Тревожно-депрессивное расстройство характеризуется одновременным присутствием симптомов тревоги и депрессии. При этом ни тревожные, ни депрессивные проявления не достигают такой выраженности, чтобы поставить какой-либо однозначный диагноз. Опасность этого расстройства заключается в возможности суицида. Кроме того, состояние пациентов часто недооценивается из-за преобладания соматических жалоб. В настоящее время тревожно-депрессивное расстройство рассматривается как предварительный диагноз. Однако согласно готовящейся к внедрению МКБ-11 планируется выделить его в отдельную диагностическую категорию. Согласно наиболее разработанной моноаминовой гипотезе, в основе тревожно-депрессивного расстройства лежит нарушение выработки моноаминовых нейромедиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина) в головном мозге. Это подтверждается эффективностью лечения антидепрессантами, в частности ингибиторами обратного захвата серотонина. Однако причины этих нарушений до конца неясны. Ряд исследований указывает на генетическую предрасположенность к заболеванию. Обнаружено, что у пациентов и их родственников тревога и депрессия связаны с особенностями гена транспортера серотонина. Его мутации ведут к снижению обратного захвата нейромедиатора. Другие гипотезы включают теорию нейровоспаления, нарушения микрофлоры кишечника и когнитивные факторы. Таким образом, точный механизм возникновения расстройства остается невыясненным, и в его основе могут лежать комплексные нарушения.

Основные признаки:

  • боль в животе
  • головная боль
  • головокружение
  • депрессия
  • замедление сердцебиения - брадикардия
  • низкая самооценка
  • общая слабость в теле
  • одышка - диспноэ
  • озноб и дрожь
  • плаксивость
  • повышенная раздражительность
  • повышенная тревожность
  • повышенное беспокойство
  • потливость
  • сложности с концентрацией внимания
  • сонливость - гиперсомния
  • суицидальные мысли
  • тремор рук
  • учащенное сердцебиение - тахикардия
Шизоидное расстройство личности - это состояние, при котором люди избегают социальной активности и взаимодействия с другими людьми. Также характерным признаком заболевания является ограниченный эмоциональный диапазон. Пациенты с таким диагнозом чаще ведут затворнический образ жизни. Они пренебрежительно относятся к своему окружению, не хотят развивать навыки общения и избегают формирования более близких отношений. Сниженный эмоциональный фон формирует впечатление, будто человек безразличен к происходящему вокруг. При нормальном развитии дети познают мир и социализируются соответствующим образом. Шизоидный тип личности формируется из-за особой совокупности генетических и экологических факторов, оказывающих сильное влияние на детскую психику. Вероятность развития шизоидного расстройства возрастает из-за: родственников или родителей с диагностированным психическим расстройством; эмоционально травмирующего детского опыта (например - демонстративное обесценивание достижений ребенка).

Основные признаки:

  • неадекватное социальное поведение
  • отсутствие целенаправленной мысли
  • отсутствие эмоциональных реакций
  • потеря интереса к жизни - апатия
  • потеря памяти - амнезия
  • потеря полового влечения - низкое либидо
  • сложности с концентрацией внимания
Шизотипическое расстройство представляет собой психическое заболевание, которое характеризуется наличием симптомов, сходных с проявлениями шизофрении, такими как нарушения мышления и эмоций, необычное поведение, отстраненность, подозрительность, социальная изоляция. Однако эти симптомы имеют более стертый, ослабленный характер по сравнению с классической картиной шизофрении. Кроме того, течение заболевания отличается постепенным развитием симптоматики без глубоких необратимых изменений личности, как это бывает при шизофрении. Заболевание может сопровождаться невротическими проявлениями в виде навязчивостей, страхов или ипохондрии. В других случаях на первый план выступают черты, напоминающие психопатию - беспринципность, странные увлечения, импульсивные поступки. Часто больные шизотипическим расстройством не попадают в поле зрения психиатров, а их состояние расценивается окружающими как чудачества или странности характера. Ведущим этиологическим фактором считается наследственная предрасположенность, поскольку среди родственников таких людей нередко встречаются различные психические отклонения шизофренического спектра. Стрессы и психотравмы могут спровоцировать обострение, но не являются непосредственной причиной заболевания. Как и другие эндогенные психические расстройства, шизотипическое расстройство имеет типичные стадии течения с латентным периодом, стадией развития и стабилизации. Характерна длительная скрытая фаза с последующей активизацией симптомов. Отдельные проявления, такие как фобии, навязчивости, могут сохраняться на протяжении всей болезни. Выделяют варианты с преобладанием негативной симптоматики в виде астении, а также псевдоневротический и псевдопсихопатический варианты. Шизофреническая реакция может развиться после психотравмы и длиться ограниченный период времени.

Основные признаки:

  • депрессия
  • замкнутость
  • избегание социальных контактов
  • панические атаки
  • перепады настроения (эмоциональная нестабильность)
  • повышенная раздражительность
  • повышенная тревожность
  • приступ страха
  • театральность реакций
  • хроническая усталость - повышенная утомляемость
  • чрезмерная впечатлительность
Шизофрения - хроническое психическое заболевание, характеризующееся глубокими нарушениями восприятия реальности, мышления, эмоций и поведения. Это одно из наиболее распространенных психических расстройств, которым страдает около 1% населения. Шизофрения поражает как мужчин, так и женщин. У мужчин болезнь обычно начинается раньше - в возрасте 18-25 лет, у женщин - в 25-30 лет.Причины возникновения шизофрении до конца не ясны. Существует несколько основных теорий. Инфекционная теория связывает заболевание с влиянием вирусов и других патогенов на развивающийся плод. Генетическая теория указывает на роль наследственной предрасположенности, поскольку риск шизофрении резко возрастает при наличии больных среди близких родственников. Согласно нейрофизиологической теории, при шизофрении наблюдаются структурные и функциональные изменения головного мозга, в частности, в лобных и височных долях. Нарушения нейромедиаторных систем также играют определенную роль. Для развития заболевания необходимо сочетание генетической предрасположенности и внешних факторов. Среди провоцирующих моментов - стресс, прием психоактивных веществ, инфекции, беременность. Между началом болезни и ее манифестацией может пройти от нескольких недель до нескольких лет. Шизофрения - сложное заболевание, в механизмах развития которого участвуют нарушения в работе различных нейромедиаторных систем головного мозга. Изначально в основе патогенеза предполагалась роль избыточной активности дофамина, что объясняло эффективность препаратов, блокирующих дофаминовые рецепторы D2. Однако дальнейшие исследования показали, что дофаминовая теория не может полностью объяснить все аспекты заболевания. В последние десятилетия активно изучается роль нарушений в глутаматергической системе, опосредованной NMDA-рецепторами. Эти рецепторы распространены во всем мозге, и их дисфункция может вызывать широкие когнитивные расстройства. Кроме того, NMDA-рецепторы регулируют высвобождение дофамина, то есть дофаминовый дефицит может быть вторичен по отношению к нарушениям в глутаматной системе.

Основные признаки:

  • бред
  • галлюцинации
  • голоса в голове
  • депрессия
  • замкнутость
  • избегание социальных контактов
  • нарушение речи - дизартрия
  • перепады настроения (эмоциональная нестабильность)
  • потеря интереса к жизни - апатия
  • потеря памяти - амнезия
  • рассеянность внимания
  • скудное количество эмоций
Эмоциональное выгорание - это синдром, который характеризуется эмоциональным истощением, возникающим как механизм психологической защиты в ответ на длительные стрессовые ситуации. Данный синдром чаще возникает у представителей профессий, связанных с активным общением и оказанием помощи людям - врачей, психологов, педагогов, социальных работников. У них постепенно снижается эмоциональный тонус, развивается равнодушие и циничное отношение к пациентам и подопечным.От переутомления эмоциональное выгорание отличается тем, что не проходит после отдыха и является следствием не столько физических, сколько психологических перегрузок. Факторами, способствующими возникновению данного синдрома, являются высокие нагрузки на работе, однообразие выполняемых задач, неопределенность требований руководства, отсутствие поддержки в коллективе. Наиболее подвержены эмоциональному выгоранию люди с выраженной эмпатией, склонные к сочувствию и идеализации своей работы. Факторами риска являются интровертированность, низкая самооценка, повышенная конфликтность. Среди врачей-психиатров и психологов эмоциональное выгорание встречается чаще, чем в среднем по популяции. Это связано со спецификой их работы. Домохозяйки также нередко испытывают данный синдром из-за однообразия выполняемых задач и недостатка оценки их труда. Профессиональное эмоциональное выгорание наиболее распространено среди представителей профессий, связанных с интенсивным общением и взаимодействием с людьми - врачей, психологов, учителей, социальных работников. Причина его возникновения - длительный стресс на рабочем месте, который человек не смог эффективно преодолеть. Регулярные стрессовые ситуации приводят к истощению эмоциональных и физических ресурсов организма. Развитие эмоционального выгорания происходит поэтапно. Сначала появляется хроническая усталость, нарушения сна, головные боли, расстройства ЖКТ. Затем присоединяются изменения психоэмоционального состояния - повышенная тревожность, депрессивные симптомы, лабильность настроения. На последних этапах могут сформироваться различные зависимости, а также усилиться риск суицидального поведения.

Основные признаки:

  • бессонница
  • боль в желудке (гастралгия)
  • высокое артериальное давление
  • головная боль
  • головокружение
  • депрессия
  • диарея - понос
  • замкнутость
  • несварение желудка (диспепсия)
  • общая слабость в теле
  • одышка - диспноэ
  • отсутствие эмоциональных реакций
  • перепады настроения (эмоциональная нестабильность)
  • повышенная тревожность
  • полный или частичный отказ от еды
  • потеря интереса к жизни - апатия
  • тошнота
  • хроническая усталость - повышенная утомляемость

К какому врачу обратиться при замкнутости

Для определения конкретной причины замкнутости вам следует обратиться к следующим специалистам:

Диагностика первопричины замкнутости

Дифференциальная диагностика причины замкнутости может включать следующие шаги:

Получить консультацию
Любые операции, протезирование и лечение в лучших клиниках СПб: НМИЦ им. В. А. Алмазова Минздрава России, СЗГМУ имени И. И. Мечникова, НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России

Бесплатный телефон по России: +7(800)300-98-06

Стаж работы: с 1999 года
Терапевт, Врач общей практики

Список литературы:

  1. Александровский Ю. А. Пограничные психические расстройства: Руководство для врачей. М.: Медицина, 1993. — 400 с.

  2. Блэкбарн И.-М. Роль когнитивной психотерапии в лечении тревожных расстройств и депрессии // Медикография. Журнал медицинской информации и международных связей. 1994. - Вып. 56. - Т. 16. — №1. — С. 37-41.

  3. Гаранян Н. Г., Холмогорова А. Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на основе когнитивной модели // Московский психотерапевтический журнал. — 1996. — №3. С. 112-140.

  4. Исурина Г. Л. Исследования механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. — Л., 1982 С. 32-38.

  5. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. СПб.: Питер, 2002. - 544 с.

Шизоидное расстройство личности

Шизоидное расстройство личности - состояние, при котором люди избегают социальной активности и взаимодействия с другими людьми. Также характерным признаком заболевания является ограниченный эмоциональный диапазон.

Депрессия (дистимия)

Хроническое депрессивное расстройство, также называемое дистимией, является постоянной длительной формой депрессии. Человек, находящийся в этом состоянии, может потерять интерес к жизни, чувствовать безнадежность, иметь мало энергии и низкую самооценку.

2021-03-05